МОУ "Турочакская СОШ"

МЫ ПРОТИВ ФАШИЗМА!

\\ \\ \\ \\ \\ \\
Get Adobe Flash player

Вакансии!

Требуется:

Учитель математики

Учитель информатики

Учитель технологии (мальчики)

Учитель английского языка

Учитель химии

Контактная информация

Поиск по сайту

ocenka

Обрати внимание!

tel res

7ed34f0f-0944-40b7-bdf7-7332871f2cb2

phone

kontingent go

Rekonstr

ege 2015

ooblako1

log3

spisok

Температурный режим

temp

Кабинет социального педагога

( 9 Голосов ) 

Ответственный за обновление страницы: Заркова Е.М.

 

Информация

zarkova

 

 

 

Социальный педагог МОУ "Турочакская СОШ"

 

Заркова Екатерина Михайловна

 

График работы:

Пн 8:00-17:00 Вт-Пт 8:00-16:00

 

Обед 13:00- 14:00

Документы

Служба школьной медиации.ppt (Презентация) Favorities1download

Положение о комиссии по профилактике.pdf 

Favorities1download

План работы соц.педагога с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации.pdf

Favorities1download
План работы социального педагога на 2016-2017учебный год.pdf Favorities1download
Паспорт и пояснительная записка проекта.docx Favorities1download

Презентации

Мы против!

 

Мир!

 

Родительское собрание: "Наказание в семье"

 

Обучение и наказание

 

Род. конференция

Ежегодная родительская конференция 2013г.

Ежегодная родительская конференция 2014г.

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка.doc Favorities1 download

RizVN Login



Статьи, материалы, новости

Социально-психологическая работа с подростками с девиантным поведением.

Написал Super User в 17.02.2016 12:00

Социально-психологическая работа с подростками с девиантным поведением.

Проблема девиантного поведения детей и подростков продолжает сохранять свою острую социальную значимость. В последнее время наметилась тенденция изменения проявления отклонений в поведении от шалостей и недисциплинированности к поведению, являющемуся опасным как для общества, так и для самого подростка (склонность к алкоголю, наркотикам, агрессивное и аутоагрессивное поведение, противоправные поступки).

Для того чтобы знать, как исправлять, необходимо сначала понять, что исправлять, т.е. причины девиантного поведения.

Выделяются биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические и морально-этические факторы, влияющие на развитие девиантного поведения, например, такие, как состояние физиологического здоровья, наличие акцентуаций характера, неудовлетворенность насущных потребностей и другие.

Решающим фактором, гарантирующим успешность работы педагога, выступает личность самого специалиста, оказывающего социально-психологическую помощь. Можно говорить о таких социально важных качествах педагога как:

 адаптивность,

 высокий уровень развития жизненно важных умений,

 уверенность,

 искренний интерес к людям,

 духовность.

Организуя работу с подростками девиантного поведения в образовательном учреждении, специалист, в первую очередь, осуществляет: профилактическую, защитно-охранную, организационную, коррекционно-развивающую функции.

Можно отметить, что социально-педагогическая коррекция включает в себя совокупность воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка, и формирование новых, более адекватных моделей поведения.

Работу с подростками, имеющими девиантное поведение, целесообразно организовывать в соответствии со следующими этапами:

1) информационный этап, связанный со сбором первичной информации о среде жизнедеятельности ребенка;

2) диагностический этап, на котором происходит изучение причин возникновения девиантного поведения;

3) организационный этап, на котором на основании данных диагностики разрабатывается план сопровождения подростка;

4) реабилитационный этап, на данном этапе осуществляются мероприятия в соответствии с планом сопровождения;

5) завершающий этап – проведение повторной диагностики с целью определения результативности проделанной работы.

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

1. Методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера;

2. Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:

а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;

б) переориентировки самосознания;

в) переубеждения;

г) прогнозирование отрицательного поведения;

3. Методы перестройки жизненного опыта: а) предписания; б) ограничения; в) переучивания; г) переключения; д) регламентации образа жизни;

4. Метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения: а) поощрения и наказания; б) соревнования; в) положительной перспективы.

Одной из главных задач воспитания трудного ребенка является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т.е. возникновения у них личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный и субъективный компонент. Объективным компонентом является соответственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Воспитание трудного ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Фактически цель воспитания трудного ребенка - формирование состояния самоперевоспитания.

Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.

Современной формой профилактики девиантного поведения является социальный контроль. Роль педагога в организации данной формы профилактики очень велика, т.к. социальный контроль должен осуществляться усилиями ближайшего социального окружения. Педагог, стремящийся преодолеть всякого рода отклонения в поведении подростка, должен избрать главным объектом своего внимания вовсе не правонарушения и даже не девиантность, а причины их возникновения. При этом главное внимание надо уделять тому периоду жизни подростка, в течение которого формируется его личность, круг нравственных интересов, сфера межличностных отношений. Методика педагогической работы определяет канву, последовательность действий педагога, контактирующего с детьми, наличие у него соответствующего опыта, индивидуальности.

Основное содержание работы педагога в процессе организации профилактики девиантного поведения – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с подростками.

Социальный педагог – Заркова Екатерина Михайловна

Спид не спит

Написал Super User в 01.12.2014 14:17

3rrf4qq2eqw3rwsf1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом. В нашей школе УСШ провел акцию, под названием «Выбираем жизнь»! Старшеклассникам раздавались красные ленточки символизирующие жизнь, закладки, календари, буклеты.

В 1988 году состоялась историческая встреча министров здравоохранения всех стран. Исторической она стала потому, что именно тогда прозвучал призыв к социальной терпимости и расширению обмена информацией по ВИЧ-инфицированным. Тогда же было решено объявить 1 декабря Международным днем борьбы со СПИДом 

Синдром приобретенного иммунного дефицита - это новое инфекционное заболевание, которое специалисты признают как первую в известной истории человечества действительно глобальную эпидемию. Ни чума, не черная оспа, ни холера не являются прецедентами, так как СПИД решительно не похож ни на одну из этих и других известных болезней человека. Чума уносила десятки тысяч жизней в регионах, где разражалась эпидемия, но никогда не охватывала всю планету разом. Кроме того, некоторые люди, переболев, выживали, приобретая иммунитет и брали на себя труд по уходу за больными и восстановлению пострадавшего хозяйства. СПИД не является редким заболеванием, от которого могут случайно могут пострадать немногие люди. Ведущие специалисты определяют в настоящее время СПИД как “глобальный кризис здоровья”, как первую действительно все земную и беспрецедентную эпидемию инфекционного заболевания, которое до сих пор по прошествии первой декады эпидемии не контролируется медициной и от него умирает каждый заразившейся человек. 

История открытия ВИЧ.
СПИД к 1991 году был зарегистрирован во всех странах мира, кроме Албании. В самой развитой стране мира - Соединенных Штатах уже в то время один их каждых 100-200 человек инфицирован, каждые 13 секунд заражается еще один житель США и к концу 1991 года СПИД в этой стране вышел на треть место по смертности, обогнав роковые заболевания. Пока что СПИД вынуждает признать себя болезнью со смертельным исходом в 100% случаев.
Первые заболевшие СПИД люди выявлены в 1981 году. В течении прошедшей первой декады распространение вирус-возбудителя шло преимущественно среди определенных групп населения, которые называли группами риска. Это наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, больные врожденной гемофилии (так как жизнь последних зависит от систематического введения препаратов из донорской крови).
Однако к концу первой декады эпидемии в ВОЗ накопился материал, свидетельствующий о том, что вирус СПИД вышел за пределы названных групп риска. Он вышел в основную популяцию населения.
С 1992 года началась вторая декада пандемии. Ожидают, что она будет существенно тяжелее, чем первая. В Африке, например, в ближайшие 7-10 лет 25% сельскохозяйственных ферм останутся без рабочей силы по причине вымирания от одного только СПИДа.
СПИД - одно из важнейших и трагических проблем, возникших перед человечеством в конце 20 века. Возбудитель СПИДа - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) - относится к ретро вирусам (рис.1). Своим названием ретро вирусы обязаны необычному ферменту - обратной транскриптазе (ревертазе), которая закодирована в их геноме и позволяет синтезировать ДНК на РНК- матрице (рис.2). Таким образом, ВИЧ способен продуцировать в клетках- хазяевах, таких как “хелперные” Т-4 - лимфоциты человека, ДНК-копии своего генома. Вирусная ДНК включается в геном лимфоцитов, где ее нахождение создает условия для развития хронической инфекции. До сих неизвестны даже теоретические подходы к решению такой задачи, как очистка генетического аппарата клеток человека от чужеродной (в частности, вирусной) информации. Без решения этой проблемы не будет полной победы над СПИДом.
Хотя уже ясно, что причиной синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) и связанный с ним заболеваний является вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), происхождение этого вируса остается загадкой. Есть убедительные серологические данные в пользу того, что на западном и восточном побережьях Соединенных Штатов инфекция появилась в середине 70-х годов. При этом случаи ассоциированных со СПИДом заболеваний, известных в центральной Африке, указывают на то, что там инфекция, возможно появилась еще раньше (50-70 лет). Как бы то ни было, пока не удается удовлетворительно объяснить, откуда взялась эта инфекция. С помощью современных методов культивирования клеток было обнаружено несколько ретро вирусов человека и обезьян. Как и другие РНК-содержащие вирусы, они потенциально изменчивы; поэтому у них вполне вероятны такие перемены в спектре хозяев и вирулентности, которые могли бы объяснить появление нового патогена (существует несколько гипотез: 1)воздействие на ранее существующий вирус неблагоприятных факторов экологических факторов; 2)бактериологическое оружие; 3)мутация вируса вследствие радиационного воздействия урановых залежей на предполагаемой родине инфекционного патогена - Замбии и Заире). 

Действие ВИЧ
Особенностью вируса иммунодефицита человека является проникновение в его в лимфоциты, моноциты, макрофаги и другие клетки, имеющие специальные рецепторы для вирусов, и их разрушений, что приводит к разрушению всей иммунной системы, в результате чего организм утрачивает свои защитные организмы и не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций и убивать опухолевые клетки. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7-10 лет. 

Как происходит заражение ?
Источником заражения служит человек, пораженный вирусом иммунодифицита. Это может быть больной с различными проявлениями болезни, или человек, который является носителем вируса, но не имеет признаков заболевания (бессимптомный вирусоноситель). СПИД передается только от человека к человеку: 1)половым путем; 2)через кровь, содержащую вирус иммунодефицита; 3)от матери к плоду и новорожденному. 

ВИЧ не передается ?
ВИЧ не живет вне организма и не распространяется через обыкновенные бытовые контакты. Нет никакой опасности в ежедневных общения на работе, школе или дома. Нет опасности заразится через рукопожатия, прикосновения или объятия. Нет никакой возможности заразится в плавательном бассейне или туалете. Нет опасности от укусов комаров, москитов или других насекомых. 

Меры профилактики. Основное условие - Ваше поведение !
1.Половые контакты - наиболее распространенный путь передачи вируса. Поэтому надежный способ предотвратить заражение - избегать случайных половых контактов, использование презерватива, укрепление семейных отношений.
2.Внутривенно употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает возможность заражения вирусом. Как правило, лица, вводящие внутривенные наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации.
3.Использование любого инструментария (шприцы, катетеры, системы для переливания крови) как в медицинских учреждениях, так и в быту при различных манипуляциях (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т.д.) где может содержаться кровь человека, зараженного ВИЧ, требуется их стерилизация. Вирус СПИДа не стойкий, гибнет при кипячении мгновенно, при 56С градусах в течение 10 минут. Могут быть применены и специальные дезрастворы. Спирт не убивает ВИЧ.
4.Проверка донорской крови обязательна. 
Четырнадцать миллионов мужчин, женщин и детей инфицированы в настоящее время вирусом иммунодефицита человека, вызывающим СПИД. Ежедневно заражается еще более 5 тысяч человек и если не принимать срочные меры, к концу столетия число инфицированных достигнет 40 миллионов.

Напоминание о СПИДе: “Не погибни из-за невежества!” - должно стать реальностью для каждого человека. 

Зам. директора по ВР   Хабарова Ю.Ю.

Социальный педагог    Заркова Е.М.

Брейн-ринг «ЗОНА РИСКА»

Написал Super User в 25.11.2014 12:14

В рамках антинаркотической акции «Классный час: Наркотики. Закон. Ответственность», целью которой является предупреждение правонарушений среди подростков, связанных с незаконным потреблением наркотиков в МОУ «Турочакская СОШ» был проведен Брейн-ринг «ЗОНА РИСКА»DSCN0582

Цель: изучение причины и последствий возникновения и распространения алкоголизма, наркомании, токсикомании.

Задачи:

1. Создать условия для формирования стойкого негативного отношения к употреблению алкоголя и наркотиков.

2. Способствовать развитию критического отношения к людям, наносящим ущерб своему здоровью и здоровью окружающих.

3. Привить учащимся навыки самостоятельного мышления.

4. Развить умение анализа ситуаций, а также умения делать выводы на основе изложенного материала.

Оформление кабинета: книжная выставка, плакаты, детские рисунки.

План игры

1. Приветственное слово ведущего.

2. Представление команд.

3. Представление жюри.

4. Знакомство с условиями игры.

Условия игры: ведущий задает вопрос. Команды в течение 2 минут обдумывают ответ. Когда у команды готов ответ, капитан встает. Первой отвечает та команда, чей капитан встал первым. Если ответ неверный, право ответа передается следующей команде, и т. д.

Ход игры

Ведущий. Вы вступили в эпоху нового тысячелетия, и каким ему быть, зависит только от вас.

Пятнадцать – возраст откровенный,

Пора влюбленности и грез,

Пора волнений и сомнений,

И нежных встреч, и тайных слез.

Такая волнующая жизнь у вас сейчас. Я сказала – жизнь, а что это такое? Послушайте известную притчу. Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты». Вот так грустно сказал человек о жизни.

Попробуем и мы с вами ответить на этот вопрос.

В о п р о с 1. Что такое жизнь? Каждая команда должна ответить на этот вопрос. Напоминаю, думаем и обсуждаем не более трех минут.

В о п р о с 2. Какие пороки и вредные привычки мешают человеку жить долго, счастливо и красиво? (Табак, алкоголь, наркотики.)

В о п р о с 3. Откуда родом табак? (Из Америки.)

В о п р о с 4. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? Какова его химическая формула? (Угарный газ, СО.)

В о п р о с 5. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает в его легких? (Около 1 литра.)

В о п р о с 6. Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови в легких? (Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких.)

Музыкальная пауза.

Русская водка, что ты натворила?

Русская водка, ты народ сгубила…

Наверное, нет человека, который так или иначе не сталкивался с пьяными. И не всех эта беда обходит стороной…

В о п р о с 7. Что такое алкоголизм? (Это болезнь – пристрастие к спиртному.)

В о п р о с 8. С чего начинается пьянство? Каждой команде назвать как можно больше причин. (Праздник, семейное торжество, гости, неудобно было отстать от ребят, друзья уговорили, за компанию, для храбрости и т. д.)

В о п р о с 9. Какой спирт служит основой водки? Напишите его химическую формулу. (Этиловый спирт, C2H5OH.)

Музыкальная пауза.

В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов.

Стать сильным, как они, тебе не суждено.

На жизнь, ее скорбей и счастья не изведав,

Ты будешь, как больной, смотреть через окно.

И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,

И скука въестся в плоть, желания губя,

И в черепе твоем мечты окостенеют,

И ужас из зеркал посмотрит на тебя.

– В этих строках речь идет об еще одном тяжком недуге – о наркомании, которая и станет предметом нашей дальнейшей беседы.

В о п р о с 10. Что же такое наркомания? (Наркомания – от греч. нарк – оцепенение, онемение; мания – безумие. Это болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в перечень наркотиков, проявляющаяся зависимостью от этих веществ и приводящая к расстройствам психики, глубоким изменениям личности и к нарушениям функций внутренних органов).

В о п р о с 11. Что такое абстиненция? (Похмелье, ломка, в результате прекращения приема веществ, вызвавших физическую зависимость, она сопровождается страшной физической болью.)

В о п р о с 12. Какие причины побуждают подростков принимать наркотические препараты? (Любопытство, уговорили другие ребята, дали взрослые, заставили, видели это в кино и др.)

В о п р о с 13. Наркомания неразрывно связана с еще одним, не менее опасным заболеванием. Его признаки:

1. Увеличение лимфатических узлов, причем сразу в нескольких местах: на шее, в локтевом сгибе, под мышками, в паху.

2. Длительная – больше месяца – температура (37–38 градусов) без установленной причины.

3. Прогрессирующая потеря веса, несмотря на сохранение прежнего режима питания.

4. Частые гнойные и воспалительные поражения половых органов и кожи.

5. Длительное расстройство стула.

– Исходя из вышеназванных признаков, определите, о каком заболевании идет речь. (СПИД.)

– Есть такой анекдот: «Корреспондент спрашивает у деда: «Дед, у вас в селе СПИД есть?» Дед, не зная, о чем идет речь, рассуждает про себя: «Скажу, что нет, подумает, что у нас глушь какая-то. Скажу, что есть – еще просить начнет». И тогда он решил ответить так: «Есть, да очень мало, так, только для себя».

К сожалению, в наше время о СПИДе знают и стар, и мал.

В о п р о с 14. Что такое СПИД? (Синдром приобретенного иммунодефицита.)

В о п р о с 15. Каким образом наркоманы заражаются СПИДом? (Через общий шприц, которым пользуется вся компания наркоманов, когда приготавливают сами наркотик на основе человеческой крови, покупают наркотики, уже зараженные СПИДом.)

В о п р о с 16. Что я рассказал бы другу, чтобы предостеречь его от наркотиков?

Каждая команда пишет, озвучивает и сдает в жюри.

(Конфликт с родителями; нет взаимности в любви; в чем-то обвинен; голод; хочет быть крутым; не хочет выглядеть «белой вороной»; заставили насильно; сказали, что ему (ей) «слабо» и т. д.)

Подведение итогов мероприятия.

                                               Социальный педагог Заркова Е.М.

                                                   Заместитель директора по ВР Хабарова Ю.Ю.

Внимание, родители!

Написал Super User в 17.11.2014 10:33

Внимание, родители!

С проблемой употребления наркотиков сталкивается практически каждая семья в той илиspays иной степени. Курение марихуаны, употребление стимуляторов (амфетамин, метамфетамин, экстази), увы, стало обыденной ситуацией. Осенью 2014 года страну захлестнула волна употребления курительной смеси – спайса. Именно эти наркотики распространяют на дискотеках, в ночных клубах, а спайс активно распространяют и в школах страны. Среди молодежи и студентов самый распространенный наркотик – марихуана. Перечисленные наркотические средства распространены в силу их дешевизны и простоты употребления, они приносят быстродействующий результат в виде улучшения настроения, расслабления, повышения общительности.

Родители обязаны быть внимательнее к своим детям. Должны насторожить такие симптомы, как изменение поведения, агрессивность сужение интересов, снижение успеваемости в учебе, раздражительность, нарушение сна, вялость.

Если вы нашли у ребенка «непонятные» таблетки или обнаружили следы инъекций, сразу же обратитесь к специалисту. Вовремя начатое лечение дает высокий результат. Родители должны учить детей с детства ничего не брать у посторонних людей. Самый надежный способ предупредить беду – больше разговаривать с ребенком о пагубном воздействии наркотиков, о страшных последствиях, которые они вызывают. Можно и нужно рассказывать о том, что наркоманы мало живут: 35 лет для них – закат жизни.

Среди молодежи, а порой и среди родителей бытует стереотип, что легкие наркотики не приносят вреда. Однако это не так: последствия есть всегда, независимо от того, какой наркотик употребляется. Разница лишь в том, что от одних наркотиков последствия долговременные, от других, таких, как героин, последствия проявляются быстро – иногда уже через несколько месяцев возникает психологическая и физическая зависимость, справиться с которой самостоятельно тяжело. Последствия употребления курительных смесей также очень тяжелые. Подросток перестает контролировать свое поведение, появляется резкая смена настроения, он может разговаривать с несуществующим собеседником. Также подросток может вести себя неадекватно: лаять, визжать, кататься по полу. Поэтому, какие бы наркотики ни употреблял ребенок, знайте – это очень серьезно! И если вы подозреваете, что он стал наркозависимым, обязательно обратитесь к врачу – наркологу.

Социальный педагог Заркова Е.М.

 

Родительское собрание "Воспитание без насилия"

Написал Super User в 14.10.2014 12:59

Родительское собрание «Воспитание без насилия».download

Проблема насилия в семье стоит сегодня необычайно остро. Часто родители

даже не задумываются о том, что их слова и действия унижают ребенка, причиняя ему вред и травмируя его психику.

Цели собрания:

* просветить родителей по проблеме воспитания без насилия, дать рекомендации;

* акцентировать внимание родителей на вопросе «поощрения и наказания».

Этапы родительского собрания:

  1. Выступление классного руководителя.
  2. Подведение итогов.
  3. Групповая рефлексия.

Классный руководитель здоровается и объявляет тему и цели собрания.

   Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и насилия. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет насилие и жестокость как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

   Насилие  в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление насилию.

   Понравилось бы вам, если бы начальник на работе, командир в армии, учитель в классе, полицейский на улице или просто кто-то более сильный ударил вас или обидел – даже в том случае, если мы ошиблись или рассердили его, не выполнили или же надерзили ему?

Побои не метод воспитания. Пощечинами и пинками не научишь, с их помощью ничего не добьешься.

    Телесные наказания и битье детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.

    Речь здесь идет не только о том, что такое поведение аморально и несправедливо. Оно также непедагогично и неэффективно. Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенным методом воспитания и вызывают только ответную жестокость.

    Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребенка они ничему не учат. Они только унижают, оскорбляют и раздражают его.

Воспитывать ребенка нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети не ангелы.  Но это – маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Мы уверены, что вы хотите того же, что и мы, - добра детям!

 После просмотра фильмов, содержащих сцены насилия, учащиеся ведут себя более агрессивно, подражая экранным героям. Сцены насилия способствуют усвоению и закреплению моделей агрессивного поведения.

        Быть родителями – радостный, но напряженный труд. Родительские обязанности не кончаются так, как кончаются профессиональные обязанности с концом рабочего  дня.

Вы постоянно должны быть готовы удовлетворять потребности ваших детей. И, выполняя эту работу, вы не раз будете теряться и переживать сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас  и ваших детей систему воспитания.

    Мы попытаемся ответить на отдельные вопросы, возникающие у родителей, которым приходится преодолевать трудности в поведении детей. Вы не найдете здесь чудодейственных рецептов. Наша задача – дать вам общее представление о том, как можно воспитывать детей, устанавливая для маленьких членов семьи определенные рамки поведения, но не прибегая к жестокости и телесным наказаниям.

                                               Почему детей бьют?

     Физические наказания – явление, распространенное во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьезно» наказать ребенка и считают, что именно пощечины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный.

    Но, несмотря на такую убежденность, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что  существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.  

    В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы. (Приводятся разные аргументы.)

  1. «Пусть ребенок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьезное» (но как раз серьезный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).
  2. «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали; припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребенка, которого бьют).
  3. «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребенка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).

                       Реакция на побои бывает у детей самой разной.

    Маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче.

    Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным. Ребенок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и к окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его развития.

   Какой бы разной по внешним проявлениям ни была реакция, в основе ее лежат общие законы детской психики.

В психологии различают два вида жестокости и агрессии: инструментальную и враждебную.

  Инструментальная агрессия и жестокость проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористостью.

Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность понимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

К агрессии больше склонны мальчики, Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.

   Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.

  Ребенку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой не потерять веру в добрые намерения родителей.

  У тех, кого в детстве били (даже если дело не доходило до издевательств), душевная рана не заживает в течении многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства обиды и боли и во взрослом состоянии.

  Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Мы можем

  • Привить детям самостоятельность и чувство ответственности.
  • Воспитать в детях послушание и самообладание.
  • Установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей.

    Основная причина человеческих,  в том числе и детских срывов в поведении, - несовершенство взаимоотношений. Нам бы отказаться от общения, основанного на власти и авторитарности, и построить с теми, кто рядом, отношения, основанные на доверии, уважении потребностей друг друга, взаимной ответственности.

    Чем же отличается противостоящий авторитарному стиль общения? Психологи дают ему разные названия: демократический, конвенциальный, сотрудничающий и т.п. мне больше по душе термин «продуктивный». Вот его критерии:

  • Позиция взрослого – рядом с ребенком;
  • Активное участие самого ребенка в деятельности, организуемой взрослым;
  • Участие ребенка в разработке ближних и дальних целей своей жизни;
  • Ответственность за свое саморазвитие – и саморазрушение;
  • Забота о сохранении доброжелательных, теплых взаимоотношений.

   Знакомясь с эффективными техниками, которые помогают построить общение с ребенком на равных, сохранить доверие, стать ответственными, мы осознаем, насколько важно: «приближаться» к ребенку, вставать на его позицию, смотреть на его проблемы его глазами; поощрять инициативу и самостоятельность ребенка, осознавая при этом границу между продуктивной и опасной активностью; вместе с ним планировать деятельность, доверять ребенку выдвигать ближние и дальние цели своей жизни, разделяя с ним и ответственность за результаты; развивать у ребенка ответственность за самого себя, учить его делать выбор: куда и зачем двигаться в жизни, как действовать самостоятельно и контролировать свою активность; сохранять добрые, дружеские отношения, оставаясь при этом старшим, мудрым, способным обеспечить безопасность и защищенность, а они необходимы не только малышу, но и первокласснику, и подростку.

    Уже это краткое перечисление желательного и необходимого говорит: построить такие непросто.

     А надо ли? До сотрудничества ли сегодня, когда жизнь становится все жестче, условия все суровее? До любви ли теперь? До мягкости ли? Каждый решает сам. По собственному зову сердца. Я не берусь указывать «золотую дорогу»; хочу лишь рассказать о возможностях, которые вижу сама, которые помогают мне развиваться, расти, соответствовать жизни, чтобы быть в творческом союзе с теми, кто рядом, но младше по возрасту или по знаниям.

Рекомендации родителям.

Для успешного взаимодействия родителей и школьников необходимо:

1. Беседовать со своим ребенком обо всем, в том числе об алкоголе, наркотиках, о ролевом поведении мужчины и женщины.

2. Научиться слушать и принимать мнения, даже если они не соответствуют вашему.

3. Знать круг друзей, с которыми общается ребенок, и если это возможно, родителей    

  детей.

4. Установить четкие границы поведения и придерживаться их. Интересоваться, как и

  где ребенок проводит свое свободное время.

5. Помочь ребенку поверить в себя; ценить и уважать своего ребенка.

6. Поддерживать ребенка в собственных его начинаниях.

7. Развивать самостоятельность мышления и навыки сопротивления манипулированию сознанием.

8. Помочь сформировать ребенку жизненные ценности.

9. Стараться увидеть в ребенке хорошее, хвалить, воодушевлять его.

10. Предлагать ему здоровые и творческие увлечения.

11. Обмениваться опытом с другими родителями и своими друзьями о проблемах воспитания.

12. Быть самим примером для своего ребенка.

                         Дети учатся жить у жизни (советы).

1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

3. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

4. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

5. Если ребенок растет терпимости, он учится принимать других.

6. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

7. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

8. Если ребенок растет в честности, он учится верить в людей.

9. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

10. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

11. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Фразы, которые ни в коем случае нельзя употреблять при общении с ребенком:

  1. 1.Какой ты неуклюжий, тупой, противный!
  2. 2.И в кого ты такой уродился!
  3. 3.Не путайся под ногами!
  4. 4.Я отдам тебя в детдом!
  5. 5.Ты мне не нужен!
  6. 6.Ты мне надоел!
  7. 7.Я возьму себе другого ребенка!
  8. 8.Ты меня достал (замучил)!
  9. 9.Уйди с моих глаз, чтобы я тебя не видел(а) и не слышал(а)!
  10. 10. Не мешай, отстань!

                                       Памятка для родителей.

  • Будьте внимательны к своему ребенку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.
  • Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  • Не запрещайте ребенку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
  • Умейте принимать и любить своего ребенка таким, какой он есть.
  • Предъявляйте к ребенку разумные требования.
  • Не критикуйте действия учителей и воспитателей в присутствии ребенка, а предъявите свое неудовольствие при личной встрече с ними.
  • Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.
  • Поощряйте своего ребенка взглядом, жестом, действием, ласковым словом и т.д.
  • Наказание допустимо, если оно: следует немедленно за поступком; объяснено ребенку; не жестокое (хотя может быть и суровым); оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества; не унижает ребенка, а способствует пониманию негативности его поступка.  

Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!

Зам директора по ВР Хабарова Ю.Ю.

Социальный педагог Заркова Е.М.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Написал Super User в 18.04.2014 11:36

«ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» download

Заркова Екатерина Михайловна, МОУ «Турочакская СОШ», социальный педагог, учитель биологии, Республика Алтай

Аннотация

В данной статье автор рассматривает такую тему, как детская преступность и ее особенности.

Изучение данной темы актуальная и сложная задача, поскольку:

- для общества чрезвычайно важно успешное решение масштабных задач охраны жизни, здоровья, развития подрастающего поколения; борьбы с первичной преступностью, составляющей около 75% всего ее объема; ликвидации безнадзорности несовершеннолетних (своеобразного резерва преступности);

- многие криминогенные факторы, оказывающие решающее негативное воздействие на взрослых преступников, зарождаются в среде несовершеннолетних;

- криминально активные несовершеннолетние склонны к совершению общественно опасных деяний как до, так и после достижения возраста уголовной ответственности, что приводит к постоянному возрождению преступности.

 Преступность несовершеннолетних, будучи составной частью преступности вообще, в то же время имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается главным образом особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в процессе нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

Изучение преступности несовершеннолетних и ее предупреждение – особенно актуальная и сложная задача, поскольку:

для общества чрезвычайно важно успешное решение масштабных задач охраны жизни, здоровья, развития подрастающего поколения; борьбы с первичной преступностью, составляющей около 75% всего ее объема; ликвидации безнадзорности несовершеннолетних (своеобразного резерва преступности);

несовершеннолетние склонны к отклоняющемуся поведению, принадлежат к так называемой криминогенно-активной части населения;

преступность несовершеннолетних имеет более интенсивную негативную динамику по сравнению с преступностью в целом;

рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях сокращения общей численности этой возрастной группы населения;

существуют особенности генезиса и мотивации совершения преступлений несовершеннолетними, обусловленные спецификой их жизнедеятельности и воспитания, их личностными и социально-групповыми нравственно-психологическими характеристиками;

многие криминогенные факторы, оказывающие решающее негативное воздействие на взрослых преступников, зарождаются в среде несовершеннолетних;

значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии со взрослыми преступниками;

криминально активные несовершеннолетние склонны к совершению общественно опасных деяний как до, так и после достижения возраста уголовной ответственности, что приводит к постоянному возрождению преступности.

Состояние преступности несовершеннолетних в России вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках. Данные уголовной статистики неумолимо свидетельствуют об активизации криминальной деятельности несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних отличается динамичностью, высокой степенью активности подростков. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и, как правило, представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Не случайно в литературе отмечается, что преступность несовершеннолетних – это будущая преступность. В связи с этим можно говорить, что одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Ведь преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда особенно актуальными являются проблемы воспитания, становления личности, направленности ее поведения.

Понятие преступности несовершеннолетних связано с совокупностью преступлений, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия, т.е. в возрасте от 14 до 18 лет, которые с криминологической точки зрения включают три возрастные группы: 14 – 15, 15 – 16 и 17 – 18 лет.

Следует отметить, что на преступность несовершеннолетних оказывают влияние совершение общественно опасных деяний подростками более младшего возраста (10 – 13 лет), а также совершение преступлений молодыми взрослыми (18 – 21 и 22 – 25 лет). Например, подростками до достижения ими возраста уголовной ответственности совершается значительное число (ежегодно около 100 тыс.) общественно опасных деяний, сходных по объективной стороне с преступлениями, но по закону не являющимися таковыми.

Одной из криминологических особенностей преступности несовершеннолетних является ее относительно плавный рост на протяжении длительного периода времени. В доперестроечные годы в среднем через каждые пять лет число несовершеннолетних, совершивших преступления, увеличивалось на 11 – 12%. Однако, начиная с 1991 г. в динамике преступности несовершеннолетних произошли существенные негативные изменения. Так, число несовершеннолетних, совершивших преступления в период с 1991 по 1995 гг., увеличилось уже на 43%. За последние 10 лет темпы прироста преступности несовершеннолетних обгоняют темпы прироста преступности взрослых в 2 – 2,5 раза, а количество ежегодно совершаемых несовершеннолетними преступлений составляет около 150 тыс.

При этом преступность несовершеннолетних в стране растет примерно в 6 раз быстрее, чем изменяется общее число лиц этой возрастной группы.

Среди всех преступников несовершеннолетние в целом по стране составляют примерно 11 – 12%, что в 2,5 раза больше удельного веса самих несовершеннолетних в структуре населения страны. Указанная цифра представляется весьма значительной, поскольку, согласно экспертным оценкам, для успешной борьбы с преступностью и контроля ее основных показателей необходимо, чтобы доля несовершеннолетних преступников составляла не более 4 – 5%. В противном случае преступность начинает развиваться лавинообразно.

Хотя уровень преступности несовершеннолетних несколько ниже общего уровня преступности в стране (около 1,5 тыс. преступлений против 2 тыс.), уровень их криминальной активности превышает соответствующий показатель для всех преступников. Этот показатель для несовершеннолетних в расчете на 100 тыс. человек их возраста составляет около 1800 человек, в то время как для всех преступников он равен – 1100 человек. Таким образом, в настоящее время несовершеннолетние – одна из наиболее криминогенно пораженных категорий населения.

Преступность несовершеннолетних, как в целом и вся преступность, характеризуется высокой степенью латентности. На латентность этой преступности влияют особенности правового положения и физического состояния несовершеннолетних, их личностные характеристики, большая «регулируемость» следственной и судебной практикой статистических показателей.

Исследования показывают, что распространенность преступлений, совершаемых несовершеннолетними, реально в несколько раз превышает ее зарегистрированную часть. Особенно высокой латентностью отличаются кражи, грабежи и хулиганство.

Наблюдаются тенденция «омоложения» преступности несовершеннолетних, повышение криминальной активности детей младших возрастов. За девяностые годы прошлого столетия количество 14 – 15–летних подростков среди участников преступлений увеличилось более чем вдвое.

Особую проблему представляет рост преступности несовершеннолетних женского пола. За последние годы его темпы увеличились с 11 до 14%, а количество девочек–подростков, состоящих на учете в полиции, превысило 50 тыс. Несмотря на относительно небольшую распространенность преступности среди девушек, это явление таит в себе немалую общественную опасность.

Значительное количество преступлений совершается несовершеннолетними мигрантами, не нашедшими себе жилья и работы. В современных условиях миграционные процессы и связанные с ними негативные последствия в виде преступности приобретают все большую актуальность и требуют серьезного антикриминогенного воздействия.

Увеличивается количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними с психическими отклонениями, а также на почве пьянства, токсикомании, наркомании. Речь идет о так называемых пограничных состояниях, не исключающих вменяемости и, следовательно, уголовной ответственности виновных. К ним обычно относят не тяжелые и стойкие заболевания, а различные виды неврозов, умеренную дебильность, психопатию, алкоголизм, сексуальные расстройства. В настоящее время указанные аномалии обнаруживаются у каждого седьмого–десятого несовершеннолетнего преступника. Однако, что такие аномалии – чаще всего (в 80 – 85% случаев) – результат не наследственности, а условий жизни, воспитания подростков.

Подростковая среда болезненно реагирует на негативные последствия кризисного состояния общества. Несовершеннолетние являются своеобразным «барометром», определяющим катастрофически ухудшающееся «здоровье» общества, которое оставляет желать лучшего. Люди все чаще боятся неизвестности, болезней, преступности. В то же время тревожность – основа преступного поведения, в том числе и несовершеннолетних, которые зачастую ее преодолевают, используя различные возбуждающие вещества. Почти каждое пятое преступление совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Особенности структуры преступности несовершеннолетних заключаются в более узком круге совершаемых преступлений; в меньшей доле среди них тяжких преступлений (в основном преобладают кражи – 60%, грабежи и разбои – 10% и хулиганство – 7%; до недавнего времени были относительно редки убийства (1%), причинения тяжкого вреда здоровью (1,5%), изнасилования (0,5%)); в незначительной доле преступлений, совершенных по неосторожности. В то же время в последние годы несовершеннолетние «осваивают» и новые для них преступления (вымогательство, захват заложников, валютное мошенничество, торговля оружием, наркотиками, компьютерные преступления и т.п.).

В структуре преступности несовершеннолетних две трети составляют корыстные и корыстно–насильственные преступления, совершаемые путем кражи, грабежа или разбоя. Удельный вес краж в общем числе преступлений, совершаемых несовершеннолетними, за девяностые годы прошлого столетия вырос с 58,9% почти до 70%. Каждое десятое преступление, совершаемое несовершеннолетними, представляет собой грабеж или разбой. При этом грабежи совершаются ими значительно чаще, нежели разбойные нападения, их соотношение составляет примерно 5 : 1. Сегодня, в отличие от событий 10 – 15–летней давности, указанные преступления совершаются подростками более агрессивно и жестоко, темпы их роста остаются высокими и опережают темпы прироста общей преступности несовершеннолетних.

Неблагоприятные тенденции сохраняются и в насильственной преступности несовершеннолетних. Значительная часть насильственных преступлений совершается ими в отношении членов своей семьи или других родственников, иных лиц из их бытового окружения. Не случайно, что потерпевшими при этом становятся тоже несовершеннолетние, принадлежащие чаще всего к бытовой микросреде преступника, а каждое третье изнасилование и десятое хулиганство несовершеннолетними совершается в квартирах.

Характерной чертой этих преступлений несовершеннолетних становятся немотивированная агрессивность и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Исследования показали, что подростки в процессе совершения преступлений при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения. Их агрессивное поведение зачастую находится в обратной пропорциональной зависимости от собственного страха перед силой своих противников.

Несовершеннолетний, как правило, не в состоянии почувствовать чужую боль. У него либо занижен, либо вовсе отсутствует страх перед смертью. Зачастую он совершает какие-либо действия агрессивного характера не потому, что он особенно смел, а потому, что не может адекватно оценить степень опасности своих поступков для жизни как своей, так и окружающих.

Агрессивности несовершеннолетних во многом способствует непродуманная информационная политика со стороны ведущих средств массовой информации и наводнение кинотеатров, пунктов видеопроката и телевизионных программ фильмами как отечественного, так и иностранного производства с демонстрацией и пропагандой насилия.

Повышается удельный вес групповых, организованных, заранее подготавливаемых, изощренных и технически оснащенных преступлений несовершеннолетних. Доля групповых преступлений в преступности несовершеннолетних (в зависимости от вида преступлений, возрастных категорий, территориального распределения) в 2 – 5 раз выше, чем аналогичный показатель преступности взрослых, и составляет примерно 70%. Ежегодно более половины всех несовершеннолетних совершают преступления в составе групп. Причем самый высокий удельных вес групповой преступности у 14-летних, самый низкий у 17-летних несовершеннолетних. Групповой характер носят и такие формы их асоциального поведения, как наркомания, уличное хулиганство, половая распущенность. Группы отличаются большой мобильностью и совершают преступления за десятки, а то и сотни километров от места жительства участников, что существенно увеличивает их общественную опасность. «Гастролеры» и «криминальные гастролеры» в подростковой среде становятся все более популярными.

Подавляющее большинство групп несовершеннолетних насчитывает 2 – 3 человека (около 70%), остальные объединяют более 4 человек. Группы в основном состоят из лиц мужского пола. Однако имеют место и смешанные группы, куда входят не только несовершеннолетние женского пола, но и взрослые, нередко ранее судимые.

С возрастанием преступного опыта, дальнейшей криминализацией подростков количество лиц, участвующих в преступлениях в составе групп, уменьшается, ибо несовершеннолетний уже может совершить преступление без соучастников или при их меньшем количестве.

Доля преступлений, совершаемых несовершеннолетними в группах, неодинакова для различных видов преступлений. Наиболее часто в группах совершаются такие преступления, как разбойные нападения, грабежи и кражи.

 Групповой характер преступности несовершеннолетних во многом определяется психологическими особенностями поведения человека в группе. Совершая преступления в группе, человек в известной мере теряет присущие ему индивидуальные черты, и его поведение больше определяется психическим комплексом, свойственным группе в целом. Самый отъявленный хулиган в одиночку, как правило, не представляет для окружающих особой опасности. Однако стоит ему оказаться среди своих единомышленников, у него возникает немотивированное проявление агрессии по малейшему поводу, а иногда и вовсе без повода. До недавнего времени такие группы были относительно малочисленны, но в середине 1980-х – начале 1990-х гг. стали появляться устойчивые неформальные группировки несовершеннолетних антиобщественной направленности (например, в таких городах, как Казань, Йошкар-Ола, Чебоксары, Ульяновск, Курган, подмосковные Люберцы), которые в дальнейшем переросли в бандитские формирования. Заметим, что некоторые неформальные группировки несовершеннолетних первоначально не занимались совершением преступлений, а возникли на базе идеи здорового образа жизни и аскетического поведения. При этом объединение в них несовершеннолетних обусловливалось четкой субординацией и жесткой дисциплиной. Как правило, в создании каждой такой группировки прямо либо косвенно участвовал взрослый человек, вышедший из криминальной среды.

Особенностью многих современных неформальных преступных группировок является то, что они действуют как объединения болельщиков спортивных клубов, чаще всего футбольных. Вместе с тем в последние годы появились и совершенно новые преступные группировки несовершеннолетних, возникшие на почве расовой неприязни и националистических идей. Разумеется, нельзя сказать, что этого не было и раньше, однако масштабы распространения подобных группировок, совершающих избиения и даже убийства лиц так называемой некоренной национальности, в условиях многонациональной России вызывают особую тревогу.

Именно в последнем случае несовершеннолетние объединяются не просто в преступные группировки, но в самые настоящие бандитские формирования, где есть лидер, оружие и, как правило, взрослый консультант. Многие из активных членов преступных молодежных группировок становятся в последующем лидерами криминальных сообществ, а сама преступность несовершеннолетних зачастую приобретает черты подросткового бандитизма.

В настоящее время более половины преступных групп несовершеннолетних характеризуются как временные и неустойчивые социальные образования. В то же время заметна тенденция, которая показывает, что значительная часть групп несовершеннолетних преступников ориентирована на длительную преступную деятельность, включая ее организованные формы.

Не случайно в последнее десятилетие отмечается существенное увеличение числа несовершеннолетних, вовлеченных в сферу организованной преступности. Ежегодно более 1,5 тыс. несовершеннолетних привлекаются к уголовной ответственности за участие в организованных преступных формированиях, регистрируется свыше 4 тыс. случаев совершения ими вымогательств, мошенничества в отношении частной собственности, насильственных преступлений.

Организованные преступные группы отличаются высоким уровнем подготовки, хорошей технической оснащенностью. В них четко просматривается организованная структура, в целом повторяющая структуру аналогичных групп взрослых. Выделяется, прежде всего, лидер. При его непосредственном участии подготавливаются и совершаются преступления, подводятся итоги. На лидера возлагаются внешние контролирующие функции. Внутренние регулятивные функции в таких группах осуществляются в соответствии с неписаными законами. Несоблюдение данных законов ведет к распаду группы, поэтому их нарушители преследуются, караются участниками группы. Однако количественный и качественный состав групп несовершеннолетних преступников не носит постоянного характера, поскольку такое постоянство зависит от приобретенного преступного опыта, возрастных особенностей и от вида преступной деятельности.

Одновременно проявляется тенденция интеграции и дифференциации групповой преступности несовершеннолетних. С одной стороны, все большее количество преступлений совершается несовершеннолетними с участием ранее судимых взрослых, происходит активное внедрение в подростковую среду «авторитетов» преступного мира. С другой стороны, заметна тенденция к автономизации преступности несовершеннолетних от преступности взрослых. В результате интересы групп несовершеннолетних преступников сталкиваются с интересами взрослых преступников в сфере рэкета, наркобизнеса, проституции и т.п.

Возрастает криминальный профессионализм несовершеннолетних преступников. Эта особенность проявляется в наличии у них универсальной специализации, приобретении ими уголовной квалификации. Преступная деятельность становится для некоторых групп несовершеннолетних основным способом проведения досуга. По выборочным данным, полученным в ходе исследований, почти каждый десятый подросток, осужденный за грабеж и разбой, заявил о своем намерении продолжать преступную деятельность, и после освобождения из мест лишения свободы.

Общественная опасность насильственных преступлений несовершеннолетних усугубляется вовлечением подростков в противоправный оборот оружия, связанный с хищением, незаконным ношением, хранением, приобретением, изготовлением и сбытом огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ.

В настоящее время несовершеннолетними преступниками все чаще применяется огнестрельное и холодное оружие (в 10% всех совершаемых ими преступлений). Кроме того, они нередко при кражах и изнасилованиях применяют усыпляющие средства.

Особое место в структуре насильственной преступности несовершеннолетних занимает хулиганство (6 – 7% в общем числе совершаемых ими преступлений). Подавляющее большинство несовершеннолетних, осужденных за хулиганство (более 60%), составляют лица, совершившие злостное хулиганство, характеризующееся особой дерзостью и цинизмом.

Характерным признаком преступности несовершеннолетних является также и особенность рецидива совершения ими преступлений, связанная с возрастными границами несовершеннолетних. Ведь за незначительный период времени (4 года) подросток, чтобы стать рецидивистом, «должен» успеть совершить как минимум два преступления. Рецидивная преступность несовершеннолетних имеет высокую общественную опасность не только в силу своей распространенности, но, прежде всего из–за своих последствий. Повторное совершение преступлений свидетельствует о формировании у несовершеннолетних стойкой противоправной установки. Впоследствии эти подростки превращаются в злостных рецидивистов, не поддающихся каким–либо мерам профилактического воздействия.

Уровень рецидива несовершеннолетних, как и у взрослых, во все времена отличался некоторой стабильностью. Однако, учитывая, что количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, из года в год растет, увеличивается и число преступлений, совершаемых рецидивистами. В последние годы они совершают около половины преступлений в общем их числе. Значительна доля и специального рецидива (например, среди грабителей и разбойников она составляет 17,3%), определенным образом свидетельствующая о «профессионализации» несовершеннолетних преступников. Велика у несовершеннолетних доля и фактического (криминологического) рецидива. До привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетние успевают совершить от 2 до 7 общественно опасных деяний.

Преступность несовершеннолетних отличает и особая территориальная распространенность. Традиционно считалось, что преступность несовершеннолетних более присуща городу, чем селу. Действительно, городские преступления, совершаемые несовершеннолетними, составляют почти 75%. Вместе с тем наметилась негативная тенденция опережающего темпа прироста сельской преступности несовершеннолетних по сравнению с городской. Различия в городской и сельской преступности несовершеннолетних объясняются в основном социальными условиями, образом жизни городского и сельского населения. Так, в структуре «городской» преступности преобладают грабежи, разбойные нападения, угоны автотранспорта и т.п. Свою специфику имеет и структура групповой преступности, которая в городах составляет более 70%, а в сельской местности – около 50%.

Многие преступления подростки совершают на улицах и в общественных местах. Однако приравнивать всю их преступность к уличной было бы неправильным. Большая часть преступлений несовершеннолетних приходится на то время, когда они не находились на улице. Так, в последние годы только 6% всех зарегистрированных преступлений были совершены на улицах, площадях, в парках и скверах. С другой стороны, отрицать негативное влияние факторов, связанных с улицей и бесконтрольным поведением несовершеннолетних вне пределов дома, также нельзя.

Таким образом, преступность несовершеннолетних можно определить как самостоятельный вид преступности, характеризуемый особенностями количественных и качественных показателей ее состояния и развития, обусловленный, прежде всего личностью преступника, в основе поведения которого лежат эгоцентрические мотивы и неустойчивая психика.

Прошло времени:
5
5
4
4
0
0
2
2
1
1
2
2
6
6
1
1
1
1
 

   

Авторское право © 2014. Все Права защищены. 

Панченко И.М. Разработка  cайтов buysite.turochak.com

нашли ошибку?

        

gerbrf


AltaiRepublicCoatofArms1

Сейчас 12 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Количество просмотров материалов
2470457